Сложная тема!
Хочу поговорить о малолетних воспитанниках исправительных колоний.
Для тех, кто не в курсе, а такие точно есть, малолетние зэки —
это дети, которые отбывают наказание в детской исправительной колонии.
Как правило, эту тему мы
стараемся обходить стороной. По моему мнению общество, т. е. мы с вами, определив для них наказание за совершенные преступления и поместив в закрытое пространство, тем самым как бы
отгородилось не только от них, но и от проблемы в целом. Схема- преступление — осуждение- наказание! На
этом проблема решена, а чтобы обществу было еще проще оно поручило сотрудникам УФСИН
обеспечить воспитание малолетних преступников, отбывающих наказание и по большому счету не
сильно беспокоясь о том, что будет с ними после того, как закончится тюремный срок.
Уверен, что найдется масса людей, которые скажут, что я не прав и что для них созданы все условия для успешной ресоциализации после освобождения. Однако у меня складывается совершенно другое впечатление и вот почему.
Давайте обсудим ситуацию. Для примера возьмём молодого человека, назовём его Ипполит,
который закончил среднетехническое учебное заведение, получил диплом и пришел устраиваться на
работу по специальности. При этом, как правило на одну и ту же вакансию претендуют люди, имеющие те же знания, но уже с наличием опыта работы. Какие шансы у Ипполита? Не высокие! А теперь добавьте Ипполиту не только отсутствие опыта работы, но еще и судимость по тяжкой или особо тяжкой статье сроком от 6 до 8 лет, который может уже «оттарабанил» не только малолетку, но и взрослую колонию.
Мне кажется, что его успех стремится к нулю. Таким образом общество ставит
Ипполита в условия, при которых он должен выживать и, к сожалению, выбор инструментов для
выживания мы ему не предоставляем.
К тому же мы живем в эпоху быстроразвивающихся технологий и быстроустаревающих знаний,
а по сему, подростки, находящиеся в местах лишения свободы ограничены не только в свободе, но и в
доступе к новым технологиям. Это значит, что после освобождения их знания не только не актуальны,
но и не интересны работодателю.
Наша идея проста. Мы решили, что каждый воспитанник колонии должен понимать, как работают
цифровые технологии и зачем они нужны. Какие преимущества в жизни дадут им новые знания.
Мы начинаем с азов. Воспитанники колонии учатся создавать сайты, делать видеопрезентации, а
те, кому интересно изучают 3D моделирование.
Когда мы впервые озвучили эту идею, то столкнулись с непониманием «просветленного»
сообщества, от просто саркастических улыбок до откровенного цинизма. Например, говорили, что мы
хотим сделать их них профессиональных хакеров или что нам мало тюремных колл-центров.
Безусловно негативная реакция заставила нас задуматься о целесообразности данного пилотного
проекта т. к. мы все подвержены влиянию стереотипов, царящих в обществе.
Могу сказать, что первый день проведенный в колонии был для меня самым тяжелым, т. к. я впервые в жизни был на режимном объекте, на территории которого содержались дети, отбывающие наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Это даже звучит жутко.
Стоя распинаясь перед пацанами 2002 -2005 г.р., которые являются ровесниками моей дочери (по факту они еще дети) поймал себя на мысли, что я еще один из «легиона» пришедших с той стороны. Их глаза был полны безразличия и в них читался вопрос «А зачем ты вообще пришел?».
В результате, после первого дня нашего общения я заметил с их стороны не только неподдельный интерес к знаниям в области цифровых технологий, но также полное их непонимание.
Это дало нам некую надежду на то, что наша затеяла возникла не зря. В последствии мы провели еще несколько занятий на которых учили ребят работать с офисными программами, писать тексты на заданную тему, а также базовым навыкам работы с видеоредактором.
К сожалению, правила режимного объекта ограничивают наши возможности в связи с отсутствием такого привычного нам уже интернета. Отдельно хочется отметить неподдельный интерес и у сотрудников, которые отвечают за воспитание и так же нуждаются получении дополнительных знаний в области цифровых технологий.
Мы долго совещались и пришли к выводу, что наш пилотный проект все же можно считать более чем успешным, но требующим не просто доработки, но и фундаментального изменения отношения общества к данной проблеме.